- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ эффективности использования бюджетных средств через систему государственных закупок
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014521 |
Тема: | Анализ эффективности использования бюджетных средств через систему государственных закупок |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6 1.1 Основное назначение государственных закупок 6 1.2 Государственные закупки как способ обеспечения деятельности государства 9 1.3 Нормативно-правовое регулирование государственных закупок в РФ 14 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 21 2.1 Анализ доходов и расходов Бюджетной системы РФ 21 2.2 Анализ динамики государственных закупок в РФ 23 2.3 Анализ эффективности распределения бюджетных средств в сфере государственных закупок 29 3 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ,Х ИСТОЧНИКОВ 48 ПРИЛОЖЕНИЯ 51 ВВЕДЕНИЕ В современной России переход к рыночным отношениям вызвал потребность в новых механизмах регулирования экономики, к которым, прежде всего, относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) для государственных и муниципальных нужд. Важной функцией публичной и государственной власти является обеспечение населения социально значимых товаров и услуг. При реализации данной функции власть учитывает интересы всего населения и использует бюджет государства. В большинстве странах одним из основных способов реализации функций власти является размещение государственных и муниципальных заказов. В России система проведение госзакупок начала активное развитие в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот способ государственного регулирования находится в своем разгаре. В современной экономике государственные закупки являются обязательными элементами управления государственными финансами, которые призваны выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики. Поскольку государственные закупки занимают столь значительное место в затратной части бюджета страны, то вопросы оптимизации бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок крайне актуальны. При этом целями оптимизации бюджетных расходов являются повышение эффективности (результативности) расходования средств бюджетов всех уровней, повышение управляемости финансовыми потоками, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат и сокращение расходов бюджета. Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современной экономике система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики. Несовершенство системы госзакупок становится причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области государственного управления. Применение информационных и коммуникационных технологий в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет устранять существующие недостатки. Госзакупки - жизненно важный весомый компонент национальной экономики, их объем в 2016 г. достиг тридцати триллионов рублей. Это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны. Цель данной работы состоит в анализе эффективности использования бюджетных средств через систему государственных закупок. Для достижения указанной цели выделены следующие задачи: -исследовать теоретические и нормативно-правовые основы государственных закупок; -проанализировать динамику и оценки эффективности государственных закупок; -выявить основные проблемы при проведении государственных закупок. Предметом данного исследования является осуществление государственных закупок в условиях современной России. Объектом данного исследования является государственные закупки и их использование для оптимизации производства товаров. Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций. Теоретической базой данного исследования стали научные статьи, монографические издания, диссертационные исследования зарубежных и российских ученых - специалистов в области административного, финансового бюджетного права, в том числе в области регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд. Методологическая основа исследования. Основой дипломного исследования являются общенаучные методы познания. С учетом сложности объекта исследования автором использовался сравнительно-правовой метод и системно-структурный метод научного исследования. Вместе с тем, в работе применяются и специальные методы познания: логический, исторический, формально-юридический и др. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, три главы, заключение и список использованных источников. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1.1 Основное назначение государственных закупок Большим рычагом воздействия государства на экономику является система государственных закупок. Государственные закупки - это совокупность разнообразных функций и операций, которые направлены на увеличение централизованной управляемости, снижение расходов государственного бюджета, контроль над материальными потоками и предоставление нужд государственных учреждений. Государственные закупки удовлетворяют потребности бюджетных учреждений различного уровня: 1. Федеральный уровень. На этом уровне закупки проводятся для организаций, отвечающих за определенную сферу нашей жизнедеятельности в пределах всей страны. 2. Региональный уровень. Здесь закупки проходят для нужд отдельно выбранного региона и исключительно для него. 3. Муниципальный уровень. На данном уровне госзакупки проводятся для нужд конкретного учреждения в рамках того муниципалитета, к которому учреждение относится. Органы государственного управления путем закупок осуществляют размещение государственного заказа. Государственный заказ - заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Государственный заказ служит для удовлетворения конкретных государственных нужд. Государственные нужды - это потребности двух уровней: нужды федерации и нужды субъектов Российской Федерации. В соответствии с ГК РФ, заявляя о государственном заказчике, государственных нуждах, государственных заказах, необходимо одинаково понимать как федеральные заказы, так и заказы субъектов федерации. Они имеют различные финансовые источники, однако их объединяет понятие “государственные нужды”. Муниципальные нужды не являются “государственными” и, следовательно, муниципальные заказчики так же не являются государственными. Государственным заказчиком является орган государственного управления или государственное учреждение, которое осуществляет формирование и размещение государственного заказа. Заказчиков можно разделить на несколько уровней (рисунок 1) Рисунок 1 – Уровни заказчиков Государственный заказчик должен заниматься формированием государственного заказа, а так же размещением государственного. Размещение государственного заказа объединено с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг. Поставщики крупные нацеливаются всегда на заказы большие и долгосрочные, которые сулят им баснословные прибыли, это в основном крупные проекты строительства, поставка больших партий товара и т.д. Средние поставщики выполняют ту работу, от которой отказались крупные поставщики, а малым достается всё остальное. Поставщики делятся на 3 группы (рисунок 2): Рисунок 2 - Виды поставщиков Подводя итоги всего выше сказанного, можно сделать вывод: основная задача системы государственных закупок - обеспечить приобретение товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных нужд при наиболее эффективном расходовании государственных средств. Главными критериями для проведения госзакупок можно назвать следующие: 1. Справедливость и равенство по отношению к участникам торгов. Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации. 2. Открытость и прозрачность. Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками. 3. Эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте госзакупок, удается оптимизировать расходы бюджета. 4. Ответственность. Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). 1.2 Государственные закупки как способ обеспечения деятельности государства Рынок государственных закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама система государственных заказов становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру. Термин «государственные закупки» почти в каждой стране интерпретируется по-своему. По мнению Кузнецова К.В., в большинстве случаев речь идет о закупках за счет государственного бюджета на обеспечение жизнедеятельности и функционирования органов государственной власти. При этом из понятия «закупки для государственных нужд» исключаются закупки товаров (работ, услуг), приобретаемых с целью их дальнейшей перепродажи. По своей экономической сущности категория «государственный заказ» отражает общественные потребности, выраженные через государственный спрос, «государственная закупка» по своей сущности является удовлетворенной (обеспеченной) государственной потребностью. Соответственно под государственным заказом следует понимать обоснованную и оформленную потребность в товарах, работах и услугах для государственных нужд, под размещением государственного заказа понимаются действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В свою очередь, термин «государственная закупка», характеризуя суть рыночной контрактации, отражает стадию выполнения государственного заказа. Государственная закупка выступает результатом, заключительной стадией процесса обеспечения общественных потребностей, несущей на себе отпечаток всех предшествующих стадий, и одновременно - формой обеспечения общественных потребностей, так как обмен товарами между производителями и потребителями осуществляется в процессе купли-продажи на товарном рынке. Однако стоит обратить внимание и на иные различия между научными терминами «государственный заказ» и «государственная закупка». Неправомерно объединять в одно понятие государственный заказ, поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Термин «закупка» подразумевает приобретение и может быть отнесен только к договору купли-продажи товаров и/или к поставке товаров. Если рассматривать контракт на выполнение работ и оказание услуг, то в данном случае указанные понятия относятся к государственному заказу. Именно в этом и состоит основное отличие государственной закупки от государственного заказа. Так можно сделать вывод, что понятие «государственный заказ» шире понятия «государственная закупка» и должно рассматриваться как отдельное понятие. В связи с изложенным, можно внести следующие определения: Государственный заказ - это действие государственного заказчика, направленное на заключение государственного контракта в целях удовлетворения потребностей в материальных работах, объектах или услугах, финансирование которых ведется в основном из средств налогоплательщиков, необходимых для осуществления функций и полномочий государства. Государственная закупка - это процесс, направленный на приобретение товаров для государственных нужд, финансирование которых ведется в основном из средств налогоплательщиков . Согласно классификации, предложенной ЮНСИТРАЛ, принято подразделять предметы закупок на товары, работы и услуги. К «товарам» обычно относятся предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, оборудование и предметы в твердом, жидком или газообразном состоянии, электрическая энергия, а также услуги, сопутствующие поставкам товаров, если стоимость таких сопутствующих услуг не превышает стоимости самих товаров. Под «работами» подразумевают любую деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, сносом или обновлением зданий, сооружений или объектов, в том числе подготовку строительной площадки, выемку грунта, возведение, сооружение, монтаж и отделку, а также сопутствующие строительные услуги, такие, как бурение, геодезические работы, спутниковая съемка, сейсмические исследования и аналогичные услуги, если их стоимость не превышает стоимости самого строительства. «Услуги» означают любой предмет закупок помимо товаров и работ. В современном мире государственные закупки являются инструментом выстраивания политики выполнения государством своих функций: 1) защиты (ВПК), 2) продовольственной безопасности (АПК), 3) энергетической безопасности (ТЭК), 4) социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура), 5) охрана и сохранение природных ресурсов. О важности совершенствования механизма государственных закупок свидетельствует и тот факт, что на рубеже XX-XXI столетий доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте практически во всех странах (развитых и развивающихся) возросла более чем в 700 раз. Отмечается увеличение, как объема, так и стоимости закупок для государственных нужд. Государство становится крупнейшим потребителем на рынке товаров, работ и услуг - доля государственных закупок постоянно растет и составляет в развитых странах более 20% ВВП. Поэтому правительства, руководя государственными расходами и налогами, могут оказывать значительное воздействие на социально-экономические процессы, а государственные закупки рассматриваются как один из действенных инструментов социально-экономического развития и государственной политики в решении таких важнейших задач, как обеспечение единства экономического пространства, развитие рынков и сохранение конкурентной среды, поддержка регионов и групп населения, развитие определенных субъектов рынка и секторов экономики [10, с.188]. Посредством механизма государственных закупок решается проблема привлечения ресурсов для ускоренного экономического роста и социального развития. При этом важно учитывать, что для устойчивого и гармоничного социально-экономического развития важны не только темпы экономического роста, но и создание условий для решения таких важных задач, как: 1) достижение социальной и технологической однородности экономического пространства страны; 2) снижение дифференциации уровня жизни по доходным группам и между различными регионами; 3) сближение технологического уровня производства в различных отраслях экономики; 4) повышение социально-технологической однородности экономики. Именно посредством совершенного механизма государственных закупок эти задачи могут быть решены наиболее эффективно. Структура управления государственными закупками в ряде стран сохраняет между органами государственного управления и государственными заказчиками вертикаль административного управления, что связано с сохранением за центральными органами власти распределительной функции в части финансового обеспечения государственных закупок. Полномочия по управлению размещением и реализацией государственных заказов полностью переданы государственным заказчикам, которые на основании двусторонних контрактных отношений осуществляют взаимодействие с исполнителями (подрядчиками, поставщиками) государственных заказов. Государство, увеличивая расходы на закупки, создает дополнительный спрос на товары и услуги, что вызывает рост ВВП. Получив оплату от государства за поставленную продукцию (товары, работы, услуги) хозяйствующие субъекты увеличивают свои расходы на основе собственной предельной склонности к потреблению. Тем самым они способствуют увеличению общего спроса и ВВП. За счет этого механизма рост государственных расходов запускает процесс мультипликации национального дохода, аналогичный тому, который возникает при увеличении частных инвестиций. Государственные закупки выступают в качестве стимулирующего фактора для повышения макроэкономических показателей государства и регионов, как справедливо отмечается, «государственные закупки являются важным фактором формирования совокупного спроса и влияют на динамику роста экономики и обеспечение занятости населения». Государство как субъект экономической деятельности, осуществляя значительные объемы закупок для удовлетворения общественных потребностей, способствует росту экономики, ее инновационному развитию, улучшению качества оказываемых социальных услуг. Государственные закупки по своему влиянию на экономику носят комплексный характер. Реализуя указанные функции, система государственных закупок решает не только задачу обеспечения государственных нужд, но и выступает в качестве одного из основополагающих институтов государственного регулирования, в качестве важнейшего инструмента экономической политики государства [8, с.19]. Таким образом, вопросы регулирования государственных закупок во всем мире являются объектом пристального внимания со стороны законодателей - ведь в данном случае сам покупатель, то есть государство, заинтересован в максимальной эффективности процесса. Государственные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям. Поскольку государственные закупки занимают значительное место в затратной части бюджета большинства развитых стран, то они являются действенным инструментом управления экономикой. Поэтому система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд является мощным рычагом влияния государства на экономику. 1.3 Нормативно-правовое регулирование государственных закупок в РФ В России к настоящему времени сформирована достаточно полная нормативно - законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов. Состав указанных нормативно - правовых актов включает большое количество (более 300) документов, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Законодательно - нормативная база достаточно подробно регулирует гражданско-правовые вопросы государственных закупок, взаимные права и обязанности сторон, состав и виды формируемых документов на различных этапах заключения контрактов и их исполнения. В 2005 г. с принятием закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ началась реформа в сфере государственных закупок, которая, по мнению руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) И.Ю. Артемьева, стала за последние годы «одной из самых успешных и самых результативных форм реализации административной реформы и противодействия коррупции». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Важным моментом является то, что Закон предусматривает возможность для иностранных поставщиков (исполнителей) товаров (работ, услуг) принимать участие в конкурсе. В отношении товаров (работ, услуг) иностранного происхождения применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары (работы, услуги) допускаются к процедурам размещения заказов на равных с российскими товарами (работами, услугами) условиях [17, с.68]. Рассматриваемый Закон вносит ряд новаций относительно использования современных информационных технологий при размещении государственных и муниципальных заказов. Были поставлены новые цели и задачи для создания системы электронных государственных закупок в России, значительно отличающиеся от целей и задач прошлых лет. Статья 16 Закона посвящена информационному обеспечению размещения заказа и определяет статус сайтов, на которых размещается информация о государственных и муниципальных закупках. Пункт 7 ст. 16 определяет, что «порядок пользования официальными сайтами и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами устанавливаются Правительством Российской Федерации». В соответствии с п. 8 ст. 16 «информация о размещении заказа, размещенная на официальных сайтах, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы». Закон снимает ограничения по проведению конкурсов в электронной форме, на всех его стадиях, начиная с публикации объявления и заканчивая подведением итогов. Закон полностью легитимизирует электронные способы проведения закупок. Это определяется тем, что: - в законе используется понятие электронного документа; - закон об ЭЦП определяет правила использования электронных документов; - с созданием корневого удостоверяющего центра сняты последние ограничения по использованию ЭЦП. Закон вводит в действие реестр недобросовестных поставщиков («черных списков») на каждом уровне государственного управления и обязательность размещения этой информации в Интернете. Важным является также то, что Закон распространяет свое действие не только на федеральные органы и субъекты РФ, но и на муниципалитеты. Приняв Закон, государство заметно продвинулось в решении проблемы по созданию прозрачной системы госзакупок. Закон также поручает разработку порядка предоставления конкурсной документации в электронной форме и опубликования результатов открытого конкурса в электронной форме Правительству РФ. С принятием ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» была фактически сформирована новая система государственных закупок в России, которая учитывала опыт зарубежных стран и исторический опыт регулирования государственных закупок в России. Принятие данного закона являлось одной из наиболее важных реформ того времени. Законодательство впервые закрепляло единый для всех порядок размещения заказов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, Закона № 94-ФЗ стал важной отправной точкой развития системы осуществления государственного и муниципального заказа, заложил базовые принципы и регламентировал основные процедуры, необходимые для его эффективного исполнения. Необходимо отметить, что 20 апреля 2007 г. был принят Федеральный закон №53-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он был призван сделать рынок госзаказов еще более «рыночным» и прозрачным. Закон позволил участвовать в госзакупках индивидуальным предпринимателям, малому, среднему бизнесу, новым организациям, организациям с зарубежным капиталом, общественным организациям. Благодаря закону №53-ФЗ появились нововведения в организации торгов по различным позициям товаров и услуг, а также в совместном участии нескольких исполнителей в исполнении госконтракта - теперь закупка может быть разбита на несколько лотов, на каждый из которых заключается отдельный контракт, а в исполнении могут участвовать несколько компаний. Ранее для этого было необходимо организовывать консорциум или другие виды сотрудничества, что усложняло процедуру. В закон №53-ФЗ также было внесено большое количество изменений и дополнений. Основные изменения и дополнения в процедурах государственных и муниципальных закупок, внесенные законом от 1 января 2011 г. №53-ФЗ, состоят в следующем: - все получатели федеральных бюджетных средств получили статус государственного заказчика; - начальная цена контакта приравнена к максимальной. При проведении торгов, также как и ранее при проведении котировок, заявки с ценой, превышающей начальную, отклоняются; - заказчик обязан после определения победителя торгов или запроса котировок отказаться от заключения контракта с ним в случае установления факта его несоответствия требованиям законодательства; - цена контракта должна быть неизменна. Теперь цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения; - введена возможность воспользоваться результатами торгов или запроса котировок при срыве выполнения контакта победителем. В случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств заказчик вправе заключить контакт с участником размещения заказа, занявшим «второе место»; - конкретизирована ответственность поставщика за неисполнение обязательств по контракту. Теперь заказчик вправе требовать уплату неустойки, штрафа, пеней за каждый день просрочки исполнения обязательства; - в контакт в обязательном порядке должно включаться условие о порядке приемки; - дано определение лотов при проведении торгов и описан порядок работы с ними. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт; - дано определение одноименной продукции на основе номенклатуры МЭРТ. Под одноименными товарами (работами, услугами) понимаются товары (работы, услуги) относящиеся к одной подгруппе в соответствии с номенклатурой МЭРТ; - введена обязанность отклонения несоответствующего поставщика (недостоверность сведений в документации); - изменены условия размещения заказов у субъектов малого предпринимательства. Заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20% (ранее было 15%) общего годового объема поставок; - уточнены сроки на ряд действий (рабочие или календарные дни); - бюджетные учреждения лишены права закупать по сметам на содержание учреждения на сумму до 200 тыс. рублей. Помимо данных изменений законом был предусмотрен порядок обжалования, при котором жалобу в контролирующий орган можно подать в форме электронного документа и по факсу. Помимо этого, был расширен перечень оснований для проведения внеплановых проверок контролирующим органом. Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует следующие аспекты отношений в сфере государственных закупок: - планирование закупок для государственных и муниципальных нужд; - выбор поставщика, подрядчика или исполнителя заказа; - вопросы заключения гражданско-правовых договоров, или контрактов, предметом которых могут являться только поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ определенными лицами; - особенности исполнения заключенных контрактов; - вопросы осуществления мониторинга и аудита в сфере государственного заказа; - вопросы осуществления контроля за исполнением законодательства России в сфере государственных закупок. Под размещением заказа согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ понимались осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений (контрактов). Новый закон под процессом «определения контрагентов» понимает «совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном этим Законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги, либо в установленных этим законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта». Можно сделать вывод о том, что в современный период принятие Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд является, безусловно, позитивным явлением. Не следует также забывать о том, что в рассматриваемый Закон законодателем постоянно вносятся изменения и дополнения, что явно не способствует стабильности законодательства в рассматриваемой сфере. 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 2.1 Анализ структуры доходов и расходов Бюджетной системы РФ Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. бюджет финансовый доход российский Таблица 1 - Основные показатели федерального бюджета за 2014-2016 годы, млрд. руб. Показатели 2014г. 2015г. 2016г. Абсолютное отклонение 2016г. к 2014г. Доходы фед. бюджета 14496,9 13251,3 13738,5 94,77 Расходы фед. бюджета 14831,6 15486,3 16098,7 108,54 Дефицит бюджета -334,7 -21660 -2360,2 705,17 Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2016 год, доходы бюджета составили 13738,5 млрд. руб, а в 2015г. — 13251,3 млрд. руб., т.е. ярко выражено превышение доходов. Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета — это сокращение федеральных расходов [17, с.12]. Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2014-2016 годы. Таблица 2 - Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб. Показатели/Годы 2014г. 2015г. 2016г. Абсолютное отклонение 2016г. к 2014г. 1 2 3 4 5 Всего 14496,9 13251,3 13738,5 94,77 Нефтегазовые доходы 7480,2 7520,6 7516,1 100,48 Налог на прибыль 363,2 380,6 403,8 111,18 НДС 3711,9 4202,4 4704,3 126,74 Продолжение таблицы 2 1 2 3 4 5 Акцизы 664,9 797,0 933,7 140,43 НДПИ 20,3 22,4 23,0 113,30 Таможенные пошлины 711,1 707,8 686,2 96,50 Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ 139,1 229,1 152,1 109,35 Прочие доходы 1148,1 1064,0 1074,0 93,55 По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета [19, с.156]. Так, и за период 2014-2016 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2014–2016 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок. Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период. Таблица 3 - Расходы федерального бюджета 2014-2016 годы, млрд. руб. Показатель 2014г. 2015г. 2016г. Абсолютное отклонение 2016г. к 2014г. 1 2 3 4 5 Всего 14830,6 15486,4 16098,7 108,55 Социальная политика 3452,4 4185,1 4450,0 128,90 Национальная оборона 3062,9 3119,6 3145,1 102,68 Продолжение таблицы 3 1 2 3 4 5 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2479,1 1997,9 2024,1 81,65 Национальная экономика 2086,2 2273,8 2565,7 122,98 Общегосударственные вопросы 934,7 1109,6 1146,0 122,61 Прочие расходы 2815,3 2800,4 2767,8 98,31 Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2016 году расходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: